Афтозный стоматит

Афтозный стоматит — воспалительное заболевание полости рта, при котором на слизистой формируются очаговые язвы — афты. Язвочки имеют округлую форму с ровными краями, при этом их поверхность выстлана серо-желтым фибриновым налетом. Заболевание довольно распространено — оно диагностируется у 10 — 40% детей и взрослых. Афтозный стоматит требует обязательного обращения за врачебной помощью, так как присоединение инфекции может осложнить течение патологии. О причинах и симптомах, а также лечении заболевания предлагаем узнать из нашей статьи.

Причины фото

Истинные причины афтозного стоматита доподлинно неизвестны. Но специалисты считают, что у пациентов с данной патологией имеются сбои с иммунитетом. Есть мнение, что в образовании афт «виновата» иммунная система, принимающая частицы слюны за чужеродные агенты.

Факторы, повышающие вероятность развития болезни:

• наследственная предрасположенность;
  • механические повреждения слизистой рта;
  • пищевая аллергия;
  • гормональные расстройства;
  • системные патологии: заболевания ЖКТ, иммунные сбои, болезни кровеносной системы;
  • инфекции вирусного и бактериального происхождения;
  • стрессы.

Симптомы фото

Симптоматика афтозного стоматита зависит от стадии патологии:

• Продромальная. Появляются признаки общего недомогания, не исключено повышение температуры тела, увеличение регионарных лимфоузлов. На слизистой ощущается незначительная болезненность, жжение. Визуально заметны очаги покраснения с небольшой отечностью.
  • Стадия высыпаний. Спустя несколько часов после продромальной стадии, появляются афты — резко болезненные очаги, покрытые сероватым налетом. Чаще они локализуются на поверхности неба, губах, языке, реже — в складках зева.
  • Угасание болезни. Через 5 — 7 суток от начала заболевания, признаки патологии медленно стихают, начинается заживление ранок после самопроизвольного отслоения плотного фибринового налета. При некротических изменениях остаются рубцы — в этом случае процесс восстановления занимает больше времени.

Воспаление слизистой при афтозном стоматите важно не спутать с герпетической инфекцией. Дифференциация патологии требует внимательного осмотра высыпаний — афты имеют правильную округлую форму. При герпетическом стоматите развитию патологии предшествуют пузырьки, а после — эрозии с неровными краями.

Формы

По форме течения афтозный стоматит бывает:

• Острый: для патологии характерно появление резко болезненных афт, очаги воспаления выглядят отечными и гиперемированными. Боль усиливается при разговоре или приеме пищи. Наблюдается увеличение подчелюстных лимфоузлов, общая слабость, жар.
  • Хронический рецидивирующий: является результатом позднего или неверного лечения, либо неспособности иммунной системы преодолеть болезнь. Протекает с периодически меняющимися этапами рецидивов и ремиссий. Сопутствующие клинические симптомы выражены менее ярко, если сравнивать с острой формой патологии, иногда они полностью отсутствуют, даже при наличии афт.

По степени выраженности клинической картины патология бывает:

• Легкая: появляется не более 2 афт диаметром до 10 мм. Язвочки отличаются незначительной болезненностью, повторные воспаления отмечаются не более 2 раз в год.
  • Средняя: формируется до 5 афт, болезненность которых проявляется крайне резко. Отмечается увеличение лимфоузлов. Повторные случаи болезни возникают до 2 раз в год.
  • Тяжелая: наблюдаются множественные очаговые высыпания с острой болезненностью. Появляются признаки общей интоксикации организма. Рецидивы заболевания до 6 и более раз в год.

По характеру протекания выделяют несколько видов воспаления при афтозном стоматите:

Формы фото
  • Фибринозная: ухудшается циркуляция крови в поверхностном слое слизистой, формируются афты. Очаги поражения локализуются на языке, губах, складках зева. Высыпания заживают в течение 14 дней. Рецидивы патологии возникают до 3 раз в год.
  • Некротическая. Наблюдается некротизация или отмирание слизистой, при этом на восстановление эпителия уходит не менее 14 — 30 суток. Болевой синдром отсутствует. Чаще данный вид афтозного стоматита диагностируется у лиц с осложненными системными заболеваниями, например, при болезнях крови.
  • Грандулярная. Афтозными высыпаниями поражаются протоки слюнных желез, что приводит к нарушению продуцирования слюны и сухости слизистой. Очаги поражения болезненны, восстановление слизистой занимает до 21 дня.
  • Рубцующаяся. Очаги воспаления поражают слюнные железы, охватывая соединительную ткань. Язвочки наблюдаются не только в зоне расположения слюнных желез, но и на слизистой неба. Афты образуют крупные очаги, диаметр которых составляет до 15 мм. Стадия заживления занимает до 3 месяцев, после острого воспалительного процесса остаются участки рубцевания.
  • Деформирующая. Воспалительный процесс проявляется поражением соединительной ткани. Язвенные очаги, схожие с эрозиями, заживают довольно медленно, вызывая деформацию тканей губ или неба.
  • Лихеноидная. На слизистой появляются очаги гиперемии, окаймленные светлым валиком из гиперплазированной эпителиальной ткани. Чаще высыпания расположены на языке. Стадия заживления составляет 3 и более недели.

Диагностика

При первичном приеме врач-стоматолог проводит осмотр, изучает характер жалоб. Для уточнения диагноза или при значительных очагах поражения специалист назначает следующие диагностические методы:

• общеклинические исследования крови;
    • мазок на патогенную микрофлору;
    • ПЦР-анализ крови для дифференциации возбудителя инфекции;
    • 3D-снимок челюстей для исключения риска наличия инфекционных очагов;
    • биопсия (в случае показаний).

Перечисленные способы диагностики показаны при хронических рецидивирующих патологиях, характеризующихся сложным течением. В неосложненных клинических случаях дополнительное углубленное обследование не требуется, так как диагноз зачастую ставится стоматологом при первичном приеме. Необходима дифференциальная диагностика патологии с герпесом, механическими травмами языка и щек. При условии рецидивирующих случаев рекомендуется дополнительное обследование у гастроэнтеролога, дерматовенеролога и иммунолога.

Лечение фото

Лечить любую форму патологии нужно комплексно, с использованием методик местной и системной общей терапии.

Местное лечение включает:

• частые полоскания антисептическими препаратами;
    • систематическая обработка воспаленной слизистой противомикробными и обезболивающими спреями или гелями для ускорения этапа эпителизации тканей, снятия боли, воспаления.

Общая терапия включает методики, направленные на ликвидацию причины заболевания и облегчение самочувствия пациента. Она может включать прием жаропонижающих, противовирусных, антигистаминных, иммуномодулирующих, успокаивающих средств. При адекватно проведенной терапии прогноз на выздоровление благоприятный.

Профилактика

Профилактика основана на ранней диагностике, лечении инфекционных и эндокринных патологий, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Необходима правильная организация ежедневного ухода за зубами, проведение систематической санации ротовой полости. Требуется соблюдать режим работы и отдыха, избегать переутомлений и переохлаждений, придерживаться правил здорового питания.

При появлении первых симптомов заболевания рекомендуется соблюдение гипоаллергенной диеты для исключения усугубления клинической ситуации. Также нужно отказаться от горячих блюд, острой или чрезмерно соленой еды, раздражающей слизистую рта.

Стоимость лечения у стоматолога

Признаки возникновения афтозного стоматита — безотлагательный повод обратиться к специалисту. Приходите в клинику «Кавитрон», и мы решим вашу проблему, поставив правильный диагноз и подобрав лечение. Все врачи клиники имеют большой опыт и высокую квалификацию, поэтому перед нами нет нерешаемых задач. Современное оборудование, применяемое врачами в работе, гарантирует высокий уровень предложенных медицинских услуг. Стоимость лечения афтозного стоматита зависит от разных факторов — в среднем цена составляет 2 тыс. руб. Для записи на прием, заполните обратную форму связи на сайте или свяжитесь с консультантом по контактному телефону. Специалист уточнит предварительную стоимость лечения и запишет вас на удобное время.

Эксперт статьи, которую Вы читаете
    Гагиева Аида Андреевна
    Стоматолог-терапевт
    Все виды терапевтических работ, художественные реставрации, эндодонтическое лечение, восстановление зубов с использованием керамических вкладок, все виды отбеливания, владеет лазерными методиками лечения. Принимает участие в международных симпозиумах по стоматологии.