Что делать, если раскололся зуб

Нужно сразу же записаться на прием в стоматологию. Не стоит пытаться склеить осколки. Это может привести к тому, что трещина станет более глубокой, а боль усилится. После травмы открывается доступ патогенной микрофлоры к пульпе, воспалительный процесс развивается быстро, поэтому самолечение приведет к печальным последствиям.

Причины

Почему раскалываются зубы? Как правило, это случается из-за слабой эмали. Причины могут быть разными:

• гиповитаминоз;

• употребление сладостей, продуктов с высокой кислотностью;

• механические травмы;

• привычка грызть колпачки ручек и другие твердые предметы;

• регулярное употребление семечек, твердых яблок, привычка раскалывать орехи во рту;

• одновременное употребление холодных и горячих продуктов;

• бруксизм: ночной скрежет зубами;

• побочные эффекты некоторых лекарственных средств;

• нарушение прикуса;

• некачественное пломбирование.

Иногда зуб раскалывается не сразу, а постепенно, поэтому дефект сначала остается незамеченным. Если же от него остались два осколка, проблема очевидна. В таком случае требуется незамедлительная врачебная помощь.

a model of a tooth and a dental mirror on a blue background. concept periodic preventive examination of the oral cavity

Советы стоматологов

Если зуб почему-то раскалывается, его вполне реально сохранить. Что нужно делать? До посещения стоматологии придется полностью исключить нагрузку на него, есть только мягкую, пюрированную пищу, каждый час полоскать ротовую полость солевым раствором, отваром трав или антисептиками.

Категорически запрещается трогать раскол пальцами или языком. Не стоит расшатывать осколки. Это лишь усугубит ситуацию.

Что можно сделать?

При трещинах эмали, которые практически незаметны, стоматолог шлифует дефект, осуществляет реминерализацию гелем на основе фтора. Если не обращать на такой дефект внимания, разовьется кариес, повреждение будет увеличиваться, что приведет к воспалению нерва.

Если обнаружены неглубокие трещины на передних резцах, которые не заходят под десну, в клинике используют композитный материал, а затем при необходимости устанавливают виниры. Тонкие пластины хорошо маскируют дефекты, позволяют укрепить коронку, предотвратить ее дальнейшее разрушение. Если раскололся моляр, требуется установка коронки, поскольку он испытывает существенную нагрузку.

Заметная трещина, которая делит коронковую часть надвое, нередко становится причиной развития пульпита. Что нужно делать? В такой ситуации нерв удаляют, а затем осуществляют пломбирование, устанавливают коронку или винир.

Когда сломался корень, с лечением затягивать не стоит. Если он сохранил целостность хотя бы на одну треть, удаления иногда удается избежать. При повреждении единственного корня приходится прибегать к резекции и последующей имплантации. Попытка сохранить треснутую единицу с поврежденным единственным корнем способствует постепенному разрушению системы корней полностью.

Если зубная единица почему-то треснула пополам, любая нагрузка будет причинять мучительную боль. Врач оценивает степень повреждения корня. Когда крупный осколок почти откололся, шатается, его удаляют, а затем осуществляют восстановление коронковой части. Если два осколка доходят до уровня десны, прибегают к установке или коронки. Обе подвижные части — симптом того, что корень разрушен по всей длине, без удаления в подобной ситуации не обойтись.

Если зубная единица раскололась в период беременности, лечение проводят со второго триместра. При трещине ранее вылеченной зубной единицы убирают пломбу, используют композитный материал для реставрации, затем ставят коронку. Если требуется имплантация, этот метод терапии осуществляют после родов. Во время лечения используют анестетики, которые не причинят вреда будущему ребенку.

На зубы мудрости сильно влияет кислая среда, поэтому на них часто обнаруживают сколы, трещины, они особенно подвержены кариесу. Такая зубная единица не принимает участия в жевательном процессе, ее трудно лечить, поскольку она находится глубоко в полости рта. Если она раскололась пополам, стоматологи обычно рекомендуют удаление.

Когда зубная единица выпадает полностью, с корнями, остается пустая лунка. Получить травму неприятно, но отчаиваться не стоит. Для восстановления зубного ряда можно использовать съемный или мостовидный протез, имплант. Но иногда удается вживить и ту единицу, что выпала. Процесс вживления называют реимплантацией, он возможен на протяжении нескольких часов после травмы. Зубную единицу промывают, аккуратно вставляют в лунку, после чего правильность ее положения проверяют с помощью рентгенограммы. Для фиксации используют стоматологическую шину. Ее носят на протяжении 2-3 недель, после чего снимают. Реимплантация не подходит для молочных зубов, поскольку может послужить причиной травмирования постоянной единицы, которая находится в десне.

Лечение детей

Молочный зуб может треснуть при чрезмерном увлечении сладостями, вскармливании ребенка коровьим молоком, которое способствует плохому усвоению кальция. Врач шлифует жевательные бугорки, чтобы вывести его из жевательного процесса, снизить на него нагрузку. Оставлять ребенка без лечения не стоит, поскольку разрушенные части способствуют воспалению десен, могут причинить вред прорезывающимся постоянным зубным единицам.