Гуттаперча в стоматологии

Гуттаперча применяется в стоматологии для качественной герметизации каналов зуба. Метод зарекомендовал себя во всем мире как надежный способ пломбирования каналов при лечении пульпита, периодонтита и других инфекционно-воспалительных заболеваниях зубов. Гуттаперча используется и в сложных клинических случаях при извилистости корневых каналов.

Что же такое гуттаперча

История применения гуттаперчи в стоматологии началась еще в 70-х годах 20-го века. Материал представляет собой состав, который получают в результате переработки латекса, производимого из растения под названием «Гуттаперча». Следует заметить, что в состав входит только 20% смолы растения, а 70% составляет окись цинка.

Из материала изначально изготавливали штифты или применяли пасту для пломбирования зубных каналов. Сегодня же стоматологи применяют и жидкую гуттаперчу. Паста используется крайне редко, поскольку имеет свойство быстро рассасываться.

Особенность гуттаперчи в том, что несмотря на пластичность, она сохраняет форму и структуру до момента нагревания. При воздействии высоких температур материал становится жидким и заполняет всю полость канала, обеспечивая таким образом максимальную его герметичность. Изготавливают гуттаперчевые штифты разных диаметров и длины, что позволяет стоматологу быстро и без сложностей провести лечение.

Особенности применения

Применение гуттаперчи в стоматологии обусловливается необходимостью герметичного “закрытия” зубных каналов после проведенного эндодонтического лечения.

Пломбирование каналов гуттаперчей является одним из этапов лечения зубов, поэтому предварительно выполняется:

• очищение зуба от кариозных тканей;
  • удаление нерва;
  • эндодонтическое лечение, включающее чистку и расширение каналов.

Существует несколько методов пломбирования каналов зуба гуттаперчей, но основная схема процесса аналогична:

• установка гуттаперчевого штифта в просушенный канал;
  • использование аппарата для нагревания материала;
  • удаление излишков штифта;
  • установка временной пломбы.

Для проведения пломбирования используют метод латеральной конденсации (использование нескольких штифтов при широких каналах), моноштифта (при узких каналах) и вертикальной конденсации (трехэтапное пломбирование).

Преимущества применения гуттаперчи в стоматологии

Гуттаперча является натуральным материалом, поэтому ее применение не представляет риска для организма. К тому же состав хорошо совместим с зубными тканями, поэтому не способствует каким-либо патологическим процессам. Использование окиси цинка также безопасно для здоровья, так как материал тоже обладает высокой биосовместимостью.

Преимущества пломбирования каналов зуба гуттаперчей:

• высокая прочность — несмотря на пластичность, материал способен сохранять форму и твердость;
  • абсолютная герметизация каналов — пластичность нагретого материала способна проникнуть даже в извилистую часть канала, заполнив его полностью;
  • возможность извлечения — если возникают показания для распломбировки канала, стоматолог без затруднений извлекает материал;
  • совместимость с композитами, протезными материалами и лекарственными препаратами;
  • устойчивость к кислотной и щелочной среде;
  • рентген-контрастность — в состав материала, из которого изготавливают штифт, входит контрастное вещество, отображаемое на рентгеновских снимках.

При пломбировании каналов главной целью является их герметизация для исключения проникновения инфекций или повреждения. Гуттаперча не способна прочно сцепляться с дентином, что позволяет извлечь материал, но потенциально предполагает риск проникновения кариеса в каналы. Однако, никаких сведений об осложнениях из-за данного свойства не выявлено. Стоматологи подтверждают, что пломбирование каналов гуттаперчевыми штифтами надежный способ их защиты.