Шишка на десне: причины появления и лечение

Шишки на десне появляются вследствие воспалительного процесса, который в большинстве случаев уже находится в запущенной стадии. Затягивать визит к стоматологу в таком случае может быть опасно. Существует большая вероятность скопления в образовании гноя или экссудативной жидкости.

Почему появляются шишки на десне

Если говорить правильно, то шишка представляет собой образование, которое формируется не на десне, а в мягких тканях, и в результате роста начинает возвышаться на деснами. Патологический процесс в деснах может развиваться вследствие воздействия инфекции или же иметь неинфекционный характер.

Инфекционный процесс возникает в том случае, когда причиной шишки становятся патогенные бактерии. Преимущественно при активности инфекции образование представляет собой «мешочек», который содержит гной. Неинфекционный тип заболевания имеет травматическое происхождение. В таком случае, шишка чаще является уплотнением из воспаленных тканей пародонта.

Сам патологический процесс может протекать в острой или хронической форме. Шишка в большинстве случаев является признаком острой формы заболевания и сопровождается болевыми ощущениями. Если лечение не проводится, то патология может привести к осложнениям или же перейти в хроническую форму с последующими рецидивами.

Факторы, провоцирующие появление шишки на десне

Лечение шишки на десне может проводиться консервативным путем, но чаще необходимыми оказываются хирургические методы. Эффективность лечения во многом зависит от причин патологии.

Причиной инфекционного типа заболевания может быть:

• периодонтит — запущенное воспаление тканей около верхушки корня, отягощенное скоплением гноя под тканями;
  • периостит — поражение тканей надкостницы с гнойными скоплениями, формирующими свищ;
  • гранулема и киста — осложнения длительного и вялотекущего периодонтита.

Шишка на десне может появиться при воздействии факторов неинфекционного характера:

• фиброма — доброкачественная опухоль, состоящая из разросшейся соединительной ткани;
  • экзостоз — последствие аномалии кости челюсти, при которой происходит ее разрастание;
  • эпулис — образование, образующееся из мягких тканей, в результате воздействия раздражающих ткани факторов;
  • гематома — мешочек, содержащий «кровь», которая в результате травмы скопилась под поверхностным слоем тканей десны.

Не стоит оставлять шишку на десне без внимания. Обратиться к стоматологу стоит даже, если отсутствует дискомфорт и болевые ощущения.

Методы лечения в стоматологии

Самостоятельно пытаться избавиться от шишки на десне категорически не рекомендуется. Ни в коем случае нельзя пытаться вскрыть образование. Такие действия опасны активным разрастанием тканей, если причина в патологии тканей, и заражением крови, если опухоль результат действия инфекции.

Шишки на деснах инфекционной этиологии требуют длительного терапевтического лечения. Если в результате диагностики устанавливается, что образование содержит гной, то шишку вскрывают и устанавливают дренаж для отхождения патологической жидкости. В тяжелых случаях возможно инструментальное очищение полости или полное иссечение шишки. Параллельно с оказанием срочной помощи проводится консервативное лечение, которое будет включать прием антибиотиков и использование местных препаратов.

При неинфекционном характере появления шишки на десне методы лечения зависят от основной причины. Если образование имеет соединительную или костную структуру, его могут удалить, но лишь при исключении риска еще большего разрастания тканей. Воспаление десен, пародонта или периодонта требует физиотерапевтического и медикаментозного лечения. Также стоматолог может рекомендовать другие методы терапии.

Если шишка на десне образовалась вследствие ношения ортопедической или ортодонтической конструкции, то необходимо обратиться к специалисту для коррекции изделия или его замены. Шишка на десне всегда является следствием иной патологии, поэтому требуется комплексный подход, который включает терапию основного заболевания или устранение провоцирующих факторов с целью профилактики рецидивов.

Современная стоматология имеет возможности быстро и без последствий устранить не только шишку на десне, но и причину ее появления. Затягивание с визитом в стоматологию может быть чревато необходимостью серьезного хирургического вмешательства, распространением патологического процесса и тяжелых последствий, представляющих опасность для жизни.